Архимандрит Епифаний Хаджиянгу

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу: «Нельзя изображать Бога на иконах в виде дедушки с седой бородой. Это богословская ошибка»

православная икона богословие

В издательстве «Орфограф» выходит первый том из пяти “Толкования Символа веры” архимандрита Епифания Хаджиянгу. Отец Епифаний — известный греческий богослов и церковный писатель, физик по светскому образованию, ближайший ученик и сподвижник знаменитого митрополита Августина Кандиотиса. Толкование на Символ веры отца Епифания это догматическое и нравственное учение Православной Церкви, изложенное систематически, простым, современным языком. Сегодня — очередной отрывок из “Толкования на Символ веры” – о православной иконографии Святой Троицы.

Я хотел бы немножко отвлечься от основной темы — догмате Святой Троицы и сказать несколько слов об иконах. Дорогие братья и сёстры, Святая Троица может быть изображена на иконах только одним образом: как гостеприимство Авраама[1] .

Только такое изображение Святой Троицы возможно в иконах. В нашем храме, вот там, над изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, Святая Троица показана в сюжете гостеприимства Авраама. Мы видим, что изображены Авраам и Три Лица, то есть Бог в виде Трёх Ангелов: Отец, Сын и Святой Дух.

Три Ангела — только так, и не иначе, изображается живописными средствами Святая Троица.

Иногда, бывает, вы видите другие изображения Святой Троицы — особенно в разных деревенских храмах, в храмах Святой Троицы, где изображён Христос, а рядом с ним — какой-то дедушка седобородый, и сверху голубь. Это ошибка. Это не православное изображение, потому что Бога Отца изобразить невозможно.

Бог Отец не воплощался. Да, Бога Духа Святого мы видели в виде голубя во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа, однако Бог Отец Неописуем, Его никто и никогда не видел.

Он никогда и никому не являлся в каком-либо виде, и мы не имеем права изображать Его в виде дедушки с седой бородой и с седыми волосами. И нам никто не давал права рядом с Ним изображать Бога Сына в виде мужчины более молодого возраста.

Это ведь и серьёзная богословская ошибка, помимо всего прочего. Потому что нет временной разницы между Отцом и Сыном, Они равновременны, или, лучше сказать, равно вневременны. Они Оба безначальны.

Если ты изображаешь Одного молодым, а Другого старым, то это значит, что между Ними есть временная разница, что была какая-то «эпоха», когда был только Один Бог Отец, и не было Бога Сына.

А это уже серьёзная ересь и большое богохульство. Именно такой ереси учил Арий. Поэтому такие иконы и не покупайте, пожалуйста, и никому не дарите, и сами не принимайте ни от кого в дар. Конечно, нельзя относиться к такому изображению не благоговейно, но знайте, что такая икона, такое изображение богословски недопустимы. На Иконе Святой Троицы может быть изображён только сюжет гостеприимства Авраама.

[1] Православная иконография догмата о Святой Троице ограничена в изобразительных средствах, поскольку непосредственное изображение Троицы противоречило бы тому, что «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18). Поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде — среди них наиболее часто встречается сюжет «гостеприимства Авраама» — явления ему трёх Ангелов.

✅Уже скоро выходит первый том “Толкования Символа веры” отца Епифания, за ним, Бог даст, другие. 📧Пишите нам, ждём ваших откликов и замечаний. Пока можете полистать другие наши издания. С уважением, ©Издательство «Орфограф», 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Потяните слайдер вправо *