Символ веры. Толкование

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу. «Толкование Символа Веры» . Почему Христос просил: «Если возможно, да минует Меня чаша сия»

толкование символа веры

«Толкование Символа веры» архимандрита Епифания Хаджиянгу. В издательстве «Орфограф» выходит первый том из пяти «Толкования Символа Веры», ранее не издававшегося на русском языке. Отец Епифаний — известный греческий богослов и церковный писатель, физик по светскому образованию. Сегодня вы читаете отрывок из главы о том, для чего распялся Христос.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
 5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.  И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.  И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.  В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.  Признаю одно крещение для прощения грехов.
 11. Чаю воскресения мертвых,  Ожидаю воскресения мертвых,
 12. и жизни будущаго века. Аминь.  и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

 

Довольно часто доводится слышать, что и многие другие люди мужественно принимали смерть. Очень часто приводят в пример Сократа. И проводят “параллель” между тем, как шёл на смерть Христос и между тем, как принимал её Сократ. Есть даже некоторые люди, наглые и богохульные, которые говорят, что Сократ, якобы с бо̀льшим мужеством и отвагой испил чашу своей смерти, чем Христос.

Они говорят, что якобы Христос трусил, боялся смерти, потому что Он говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39). То есть: Отче Мой, если это возможно, не давай Мне пить из этой чаши.

То есть, Христос показал перед смертью тревогу, Он показал, как думают люди, которые так говорят, страх умирать, тогда как Сократ, как говорят те же самые люди, будучи смелым, отважным и мужественным, якобы более достойно взял свою чашу с цикутой, выпил её и умер ради своих идей.

Это большая ошибка, дорогие братья и сёстры, и большое богохульство —говорить такие вещи. И скорее всего, те, кто утверждают так, находятся в неведении. Не хочу верить, что они говорят так от злого расположения.

Действительно, как говорит Константин Каллиник, те, кто был ниже Христа, мужественно приняли смерть, и внешне сделали похожее на то, что сделал Христос.

Однако, в отношении Христа всё было совсем не так, как в отношении всех этих людей.

Мы должны вспомнить и осознать, что Христос не был таким же грешным человеком, как мы. Безусловно, Он был Человеком, совершенным Человеком, по всему подобным нам. Однако, у Него не было греха. Он был Безгрешный Человек. И, как Безгрешный Человек, Каким Он был, Он имел всяческое право оставаться бессмертным.

Потому что заповедь, которую дал Бог первозданным людям, содержала в себе именно этот месседж — информацию о том, что если вы, люди, согрешите, то «смертию умрете» (Быт.2,17).

То есть, с того дня, как вы вкусите плод от запрещённого древа, вы умрёте, к вам придёт смерть. И действительно, как только Адам вкусил от запрещённого древа, нарушил заповедь Божию, согрешил, естественным следствием этого, по причине справедливости, было то, что к Нему пришла смерть.

Только вот, в отношении Христа не действовала эта смертная епитимья. Она к Нему абсолютно не относилась, эта епитимья была наложена не на Него, потому что Он был Безгрешен. И Он не имел абсолютно никакой обязанности умирать, Он родился для того чтобы жить вечно, будучи Безгрешным.

Будучи Богочеловеком, Он Сам был Жизнью и Источником Жизни. И Он был совершенно чужд смерти. Вот поэтому-то Он и отвращался смерти —а никак не потому, что Он её боялся или трусил. Если бы Он сам не хотел умереть, то Его бы ни кто к этому не принуждал и не принудил.

Господь шёл на Свои Страдания вольно. Это были вольные Страдания и вольная Смерть. Он мог бы в тот самый момент, как сам Он сказал, призвать легионы ангелов (ср.Мф.26,53), миллиарды ангелов могли бы предстать Ему на помощь во мгновение ока.

И они могли бы рассыпать, в прах стереть всех Его врагов и ничего бы не осталось от всех этих воинов, от всех этих недобрых людей, от этих варваров, которые пришли для того, чтобы Его схватить и привести к смерти. Так что, давайте не будем соблазняться, видя, как Он — любимый Христос наш отвращается от смерти.

Потому что, по природе Христос был рождён для того, чтобы быть бессмертным, поскольку Он не согрешил, и был чужд греха вообще. А будучи Бессмертным, Он, естественно, имел отвращение к смерти. Для Него смерть была нечто абсолютно чуждым.

Уже скоро выходит первый том “Толкования Символа веры” отца Епифания, за ним, Бог даст, другие.

📧Пишите нам, ждём ваших откликов и замечаний.

Пока можете полистать другие наши издания или заказать икону на Святой Горе Афон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Потяните слайдер вправо *