Протопресвитер Константин Стратигопулос. «Исповедь и/или психотерапия». Предлагаем вам продолжение нашего перевода с греческого на русский лекции протопресвитера Константина Стратигопулоса о сравнении психотерапии и пастырского душепопечительства в исповеди. Лекция большая, так и будем публиковать кусочками, а затем выпустим отдельной брошюрой, подписывайтесь, чтобы не пропустить. Краткая биография отца Константина в конце статьи. Пока можете посмотреть другие наши издания
Что такое психология?
После того, как мы ответили на вопрос, что такое психиатрия, давайте ответим на вопрос что такое психология. В случае с психологией, дорогие друзья, термин тоже неудачен, как и в случае с психиатрией.
Ведь чем занимается психология? Психология констатирует особенности поведения человека в тех или иных условиях.
Пример: рабочий трудится на заводе, где очень шумно. От постоянного сильного шума он устаёт и заболевает. Психология констатирует этот факт и приходит к выводу: «если человек работает среди большого шума, то это его угнетает».
Или, допустим, другой вывод из наблюдения: «если человек спит в комнате без окон, то начинает себя плохо чувствовать».
Сделанные выводы — ни что иное, как следствие из констатации особенностей поведения человека в определенных условиях. Я сейчас специально упрощаю, для лучшего понимания.
Психология просто наблюдает за тем, как ведёт себя некий обобщенный человек в тех или иных условиях.
Что такое психотерапия?
Наконец, кроме психиатрии и психологии, есть такое занятие, как психотерапия. Это уже не просто наблюдение, а попытка вылечить, исцелить именно душу человека. Попытка воздействовать на человека с помощью психотерапевтических методик. Некоторые психиатры выходят за границы своего ремесла и занимаются психотерапией.
Психотерапия (от греческого ψυχή — душа и θεραπεία — исцеление, врачевание)
Некоторые психологи тоже расширяют сферу своей деятельности до психотерапии. Например, если психолог работает с ребенком в школе и видит, что у того проблемы поведения с одноклассниками, он может констатировать, что это связано с проблемами и нездоровой обстановкой в семье. Это будет просто психологическим наблюдением, фиксацией определенных фактов, но здесь даже не идёт никакой речи ни о душе, ни об исцелении души. Это просто наблюдение за человеком, за его поведением и констатация тех или иных фактов.
А вот психотерапия — совсем другое дело. Психотерапия это не просто наблюдение за человеком и фиксирование фактов, а попытка вмешаться, попытка исцелить, вылечить его душу.
Хочу подчеркнуть один важный факт: для того, чтобы профессионально заниматься психотерапией и вести приём людей, у нас, в Греции сейчас не обязательно иметь диплом не только психиатра, но и даже психолога. Психотерапевтом может называть себя и считаться таковым, например, человек, просто придерживающийся определенных философских концепций.
Психотерапия в данном случае это выражение тех или иных философских представлений о душе. И в этом кроется опасность, поскольку психотерапия декларирует своей целью вмешательство в душу, исцеление души и предлагает для этого конкретные методики.
Это уже напрямую касается нас — Церкви, поскольку может произойти неверное смешение понятий психотерапии и пастырского исцеления души в процессе исповеди.
Есть ли в психотерапии понятие «душа»?
Итак, если вы правильно поняли мою отправную, базовую точку — определение терминов, мы можем двигаться дальше. Мои главные вопросы: что такое психотерапия? Что именно пытаются исцелять психотерапевты? Каким образом происходит процесс исцеления?
И самая первая проблема уже в том, что сама психотерапия не признаёт термин «душа». Психотерапия не признаёт никакой души. «Что это за душа такая? — недоумевает психотерапия. — Нет, не знаем такую. Что именно определяется как душа?»
Насколько было возможно, я перелопатил всю доступную мне литературу по психотерапии и психологии, посмотрел все словари и определения и нигде, ни в одном психотерапевтическом источнике не встретил определение «душа».
То есть, если бы мы были психотерапевтами, то надо было бы признать, что мы занимаемся изучением чего-то для нас неопределённого. У нас нет конкретного предмета изучения.
Если человек говорит «я геолог», всем понятно, что он изучает землю и то, что находится в её недрах. Земля — вот конкретный предмет изучения геологии. Биолог занимается органической жизнью, а предмет изучения биологии — всё живое. Все подобные науки имеют конкретный центр, понятный предмет изучения.
А вот психотерапевт, да и психолог, который наблюдает за реакциями души на те или иные воздействия, не знают предмета, которым они занимаются.
В психотерапии не существует определения души. Ни одного. Поэтому мы не можем не сделать вывод о том, что у психотерапевтов отсутствует предмет изучения.
И сейчас мы сделаем краткий богословский обзор понятия «душа», а затем сравним с восприятием психотерапии.
Протопресвитер Константин Стратигопулос (1946-2018). Родился в Константинополе. Закончил экономический и богословский факультет Афинского университета, параллельно три года учился на медицинском факультете, затем в аспирантуре в Гейдельбергском университете в Германии, был научным сотрудником профессора макроэкономики Боулза и научным ассистентом профессора Стергиотиса на кафедре математики. Духовное чадо Святого Порфирия Кавсокаливита и после его кончины в 1991 году — других афонских старцев. Священник и миссионер с 1982 года.
Электронное издательство «Орфограф — переводчики и издатели Жития и книг преподобного старца Паисия Святогорца. Купить электронные и бумажные книги преподобного Паисия Святогорца по цене издательства можно в нашем интернет-магазине прямо сейчас.
Быстрая доставка Жития и книг преподобного Паисия Святогорца по всей России и Беларуси — к вам домой, в офис или на ближайший пункт самовывоза. Оплата при получении или предоплата картой.