Толкование Символа веры. Архимандрит Епифаний Хаджиянгу. О вездесущии Бога. В любой математической точке Вселенной Весь Бог, а не часть Бога.
Толкование Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу скоро в продаже в бумажном и электронном виде. Краткая биография отца Епифания в конце этой публикации. Пока можете посмотреть другие наши издания
Кто-то может сказать: «Отец, вот ты нам говоришь, о том, что Бог «везде Сый и вся Исполняяй». Очень верно, и мы с тобой согласны. Но почему мы тогда говорим, что Бог обитает на небе? И почему в другом контексте мы говорим, что Бог живёт в храмах? Мы ведь говорим о том, что храмы — это дома Божии, не так ли? Ну и как же всё это соотносится с твоими словами о том, что Бог вездесущ?» Некоторые люди даже используют это недоумение как повод для себя и говорят: «Ну и зачем мне ходить в церковь? Ведь Вездесущий Бог и у меня в доме точно также присутствует, как и везде. Поэтому в храм мне идти не обязательно, дома я тоже могу Ему молиться. А Бог, который вездесущ, меня и из дома услышит».
Что ответить таким людям? Действительно, в Священном Писании можно найти такие места. Например, в сто девятнадцатом псалме говорится: «К Тебе возведох очи мои живущему на Небеси»[1]. То есть: к Тебе, Боже, живущему на Небе, я возвёл свой взор. Но когда, братья мои, мы говорим, что Бог «где-то живёт», то в данном контексте это вовсе не означает, что Бог живёт только и исключительно там и нигде больше. Конечно, нет. Это значит, что там, на небе, Его энергия проявляется более ярко, более выпукло. То есть там присутствие Божие более явно.
«Бог не просто «везде Сый», Он всецело везде Сый». Толкование Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу уже скоро
Объясняя это кажущееся противоречие, святой Никодим Святогорец говорит следующее: «Говорится, что Бог обитает, живёт на небе, потому что небо более причастно Его энергии и благодати. А ещё потому, что на небе пребывают творящие Его волю ангелы». То есть когда мы говорим, что Бог обитает на небе, то мы имеем в виду, что там, на небе, в большей степени проявляется сила Божия. Она проявляется в звёздах, которые мы видим, она проявляется в Луне, в Солнце и во всех этих восхитительных объектах, составляющих космос. Там присутствие Божие наблюдается более выпукло. А ещё говорится о том, что Бог живёт на небе по той причине, что там, на небе, находятся святые ангелы и на этих ангелах почивает Бог.
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте. <…> Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его действию и благодати. Называется же местом Божиим и Церковь; ибо мы отделили это место для славословия Его, как некое святилище, в котором и совершаем к Нему моления»[2]. В другом месте Священного Писания говорится, что Бог живёт во Своих Святых. В книге Левит: «вселюся в них и похожду»[3]. То есть: «Я буду жить среди них, — говорит Бог, — и буду ходить рядом с ними». Здесь имеются в виду святые люди, люди Бога. И Преподобный Никодим Святогорец, объясняя это место, задаётся вопросом: почему Бог живёт вместе с земными святыми? И отвечает: «ради освящения и чистоты их душ и тел». То есть святые люди чисты и душою, и телом, и поэтому Бог почивает на них.
А здесь сейчас, дорогие мои братья и сёстры, мы совершим ещё один, если можно так выразиться, прыжок. Я очень прошу вас быть максимально внимательными к тому, что я сейчас собираюсь сказать. И прошу ваших молитв, чтобы Бог просветил и меня, чтобы я сказал вам то, что следует, должным образом, и чтобы мы не оступились ни вправо, ни влево, и не впали в ересь, и чтобы вас, слушающих меня в этом храме, Он тоже просветил и вы всё поняли.
Мы сказали, что Бог Вездесущ. Допустим, что более или менее мы это поняли. Но этого недостаточно, это не всё. Сейчас скажу ещё кое-что. Это будет сложнее для восприятия и более глубоко. О чём же это? О том, что сущность Божия всецело вездесуща. Вот представьте себе какого-нибудь великана, Голиафа библейского или какого-нибудь сказочного гиганта. У него в одном месте будут руки, в другом месте будут ноги. Если мы предположим, что сказочный исполин размером с наш храм, то одна его нога будет во-он там, у входа, а вторая его нога будет стоять вот здесь, где я сижу. Или: представьте, что голова этого великана вон там, где лампа висит. Может это существо одновременно быть везде, с обеими своими руками, с обеими ногами и с головой? Нет, конечно, оно не может находиться в одном каком-то месте, в одной точке пространства всецело. А вот Бог может. Бог везде пребывает всецело. То есть вот в этой точке, да-да, вот в той, на которую я вам сейчас показываю, всецело находится Бог. Там находится не какая-то «часть Бога», не Его, если можно так антропоморфно выразиться, «рука», или «нога», или «глаз», или что-то ещё. В каждой точке, в каждом месте пространства Бог находится всецело.
Вообразите любую точку во Вселенной. В этой математической точке пространства — весь Бог, а не часть Бога. Он там всецело. Не знаю, смогли ли вы понять то, о чём я вам сейчас говорю. Бог не просто «везде Сый», Он всецело везде Сый. В любой точке бескрайнего пространства Бог находится всецело, Он там Весь. И ничто из тварного Его не ограничивает. И второе, не менее важное. Бог, пребывая всецело везде, в любой точке пространства, и наполняя Собою всё, одновременно всецело пребывает вне всего. Это очень сложно, я понимаю. И, тем не менее: давайте попробуем понять. Бог находится в творении, во Вселенной, и на небе, и на земле, и в море, и в глубинах Тихого океана, и в Марианской впадине[4], которая больше на десять километров уходит в глубины, — везде присутствует Бог и везде Он присутствует всецело, Он всецел в любой точке пространства. Но кроме этого Бог одновременно пребывает и вне пространства, а не только в пространстве, где Он существует и наполняет Собою всё. И там — вне пространства — Бог тоже пребывает всецело.
Больше, братья мои, я не могу говорить, поскольку я и сам всего этого не понимаю. И даже святые нашей Церкви этого не понимали. Во всей глубине даже они не понимали того, о чём мы сейчас говорим. Если Бог просветит нас и наша душа будет чистой, то, возможно, мы сможем хоть что-то из сказанного понять. Я просто хочу прочитать вам слова святого Иоанна Дамаскина, этого великого догматиста нашей святой Православной Церкви, Вот его собственные слова: «Следует же знать, что Божество — неделимо, будучи всё повсюду всецело, и не расчленяясь телесно на часть в части, но всё Оно во всём и всё Оно выше всего»[5]. В любой точке, в любом месте находится всецелый Бог. И в любом месте находится не какая-то часть Бога, но везде пребывает всецелый Бог. Всё Божество находится во всём, и одновременно весь Бог находится вне всего».
На эту тему возникли два отклонения от чистой правой веры, две ереси, или, если угодно, две религиозно-философские тенденции. Одна из этих тенденции получила название пантеизма[6], а другая — деизма[7]. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
[1] Пс. 122:1.
[2] Точное изложение православной веры. Кн 1. Гл. 13.
[3] Ср. Лев. 26:12.
[4] Марианская впадина — океанический глубоководный жёлоб на западе Тихого океана, самый глубокий из известных на Земле. Самая глубокая точка Марианской впадины — «Бездна Челленджера» (Challenger Deep). По замерам 2011 года, её глубина составляет 10 994 ± 40 м ниже уровня моря.
[5] Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 13.
[6] Пантеизм (от греч. πᾶν [пан] — всё, и θεός [теос] — бог, божество) — философское учение, отождествляющее Бога и природу. В пантеизме религиозное отношение к Богу переносится на всё бытие, весь мир признаётся Божественным.
[7] Деизм (от лат. deus — Бог) — представление о Боге как только о первопричине и творце мира, но не как о Промыслителе. Деизм признаёт, что Бог сотворил мир, но утверждает, что в дальнейшем Бог не принимает участия в жизни мира.
Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, биографическая справка:
Родился в 1954 году на Кипре. Выпускник Панкипрской гимназии в Никосии. Участник боевых действий во время турецкого вторжения на Кипр (1974).
Выпускник физического отделения физико-математического факультета Афинского Университета(1979).
Одновременно учился на отделении византийской музыки Афинской Консерватории, класс профессора Спиридона Перистериса, протопсалта Афинской митрополии.
После окончания университета собирался продолжить учебу в аспирантуре в США, однако внимательное чтение святых отцов Церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Никодима Святогорца помогло изменить планы и посвятить себя Церкви.
С 1979 по 1999 год служил преподавателем физики и естественных наук в гимназии и лицее города Флорина на Северо-Западе Греции. С 1985 года преподаёт во Флоринской школе византийской музыки.
Много лет несёт послушание директора церковной радиостанции Митрополии Флорины.
Увлекается астрономией и руководит обсерваторией в летнем лагере митрополии, где проводит уроки и практические занятия по астрономии для детей.
Премьера первого тома «Толкования Символа Веры» отца Епифания Хаджиянгу уже скоро в издательстве Орфограф. Будут электронная и бумажная версии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Если вам нравятся наши книги, просим помогать нам лайками, репостами и подписками.
Электронное издательство «Орфограф — переводчики и издатели Жития и книг преподобного старца Паисия Святогорца. Купить электронные и бумажные книги преподобного Паисия Святогорца по цене издательства можно в нашем интернет-магазине прямо сейчас.
Быстрая доставка Жития и книг преподобного Паисия Святогорца по всей России и Беларуси — к вам домой, в офис или на ближайший пункт самовывоза. Оплата при получении или предоплата картой.