Готовится к изданию

Как не превратить свою жизнь в абсурд отношением «я ни во что не поверю, пока не увижу своими глазами». Архимандрит Епифаний Хаджиянгу. Толкование Символа веры.

символ веры толкование

Из книги “Толкование Символа веры” архимандрита Епифания Хаджиянгу. Всего в цикле толкования Символа веры 1600 страниц. Скоро в продаже первый том книги “Толкования Символа веры” электронная и бумажная версии. Пока можете посмотреть другие наши издания

 

…Однако, братья мои, я продолжаю настаивать на том, что большинство наших знаний основаны не на опыте, а на вере.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Во-первых, мы верим в реальность исторических событий, не имея опыта личного участия в них. Знание о ключевых или незначительных событиях прошлого— это разве результат нашего личного опыта? Нет, мы принимаем на веру, что эти события действительно когда-то случились. Например, Троянская война. Кто из вас был свидетелем Троянской войны, где среди вас её ветераны? Может быть, кто-то из вас размахивал на ней мечом под знамёнами греков или троянцев?

Или вспомним про битву при Марафоне. Кто-нибудь из вас видел своими глазами эту битву? Наблюдал, как фаланги Фемистокла и Аристида обращают в бегство боевые порядки персидских воинов? А кто из нас видел Наваринское морское сражение? Никто. Итак, ни у кого из нас нет непосредственного личного опыта, убеждающего нас в реальности этих событий.

Мы веруем в них, поскольку достойные уважения свидетели нам о них рассказали. И правильно делаем. Мы этим свидетелям верим, и поэтому не сомневаемся в том, что была битва при Марафоне и множество других исторических событий.

Вы читаете отрывок из “Толкования Символа Веры” архимандрита Епифания Хаджиянгу из греческого города Флорина. Мы – издательство “Орфограф” подготовили к изданию первый том Толкования Символа веры из пяти. Общий объем этого необходимого каждому православному христианину труда – 1600 страниц, настолько подробного толкования Символа веры, где важнейшие догматические истины изложены понятно и простым, современным языком, на русском языке ещё не было. По крайней мере, мы не встречали.

Во-вторых, мы верим не только в то, что осталось в прошлом, но и в то, что относится к настоящему. В школе есть уроки географии, на которых детям рассказывают, как устроена наша планета Земля. Учителя говорят, что на Земле есть шесть материков: Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Австралия и Антарктида. Позвольте спросить, кто из вас ступал своей ногой на все эти шесть континентов? Во всём мире можно по пальцам пересчитать таких людей. Многие из нас не покидали пределы Родины, а большинство не выезжало из Европы. Однако, мы верим в то, что есть Япония и Китай , что есть Красное море, что существуют Арктика с Антарктикой.

Мы не любовались своими собственными глазами ни на сибирскую тайгу, ни на Гималайские горы, ни на пустыню Сахару. Но мы верим в то, что они существуют, хотя своими глазами мы видели очень немного. Эти знания мы считаем бесспорными фактами, поскольку верим и доверяем тому, что передали нам свидетели и очевидцы, побывавшие там.

Давайте подведём краткий итог сказанного. Всё, чему нас учат в начальной и средней школе, в старших классах и университетах—всё это основывается на вере. Если исключить те немногие лабораторные работы и эксперименты, в которых мы лично участвуем во время обучения, то всё остальное приобретаемое нами знание— это предмет веры.

То, что нам говорит учитель в школе или профессор в университете, мы принимаем на веру, потому что это нам передают достойные веры, достойные уважения свидетели, которые либо своим опытом это познали, либо переняли эти знания по надёжной цепочке от тех людей, которые научно исследовали соответствующий вопрос.

Итак, согласитесь, что большая часть наших знаний основана не на личном опыте, а на вере. Один древний философ, Сенека , говорит: «Уверенность в большей части вещей человек приобретает не посредством опыта, а посредством веры».

Но даже в нашей повседневной жизни, братья мои и сёстры, во сколько же вещей мы верим, не сомневаясь в том, что это правда!.. Мы просто верим в них— и всё. Например, идя на приём к врачу, мы с доверием вручаем себя ему.

Мы верим, что врач хороший, и когда он ставит нам диагноз, то доверяем ему и выполняем его предписания: делаем гимнастику, пьём таблетки, ставим уколы… Можно сказать, что мы слепо ему доверяем.

Или, например, ты садишься в автобус, собираясь из пункта А в пункт Б. Но ты ведь лично не знаком с водителем автобуса, не знаешь ни того, в каком состоянии мотор этого автобуса, ни того, в порядке ли дорога— то есть практически ничего не знаешь про запланированные переезд из пункта А в пункт Б.

Несмотря на это ты отправляешься в путь с верой, уверенный, что этот конкретный водитель на этом конкретном автобусе привезёт тебя именно туда, куда ты собрался.

Ещё можно привести в пример судебную систему. Правосудие ведь играет немаловажную роль в нашей жизни, правда? На чём основываются судьи для того, чтобы вынести какое-то судебное решение? Что, судьи непременно выезжают на все места преступления и своими глазами смотрят, где и что происходило? Нет, они основываются на показаниях свидетелей.

Так что не на личном опыте, а на вере показаниям основывается мнение судьи и его решение. Значит, можно утверждать, что судебные решения—это тоже результат веры.

Святитель Кирилл Иерусалимский, который написал свои знаменитые Огласительные поучения, говорит: «Всё, совершаемое в мире, совершается верой» [Кирилл Иерусалимский, п. 5.3, с. 69] . Иными словами, всё, что мы совершаем в этой жизни, в конечном итоге основывается на вере.

Итак, ещё раз подумайте, можно ли относиться ко всему в жизни с такой позиции: «Я ни во что не поверю, пока не увижу своими глазами»? Нет, тогда вообще жизнь превратится в абсурд, всё замрёт.

Вот что я хотел вам сказать о роли веры в нашей жизни, веры в широком смысле слова. Думаю, я убедил вас, что большинство наших знаний и наших решений основывается на вере. И сейчас, закончив с общим рассмотрением значения веры, мы переходим к значению религиозной веры в нашей жизни, потому что именно она нас сейчас интересует.

1.О Троянской войне повествуется в греческом эпосе, наиболее полные сведения о ней можно почерпнуть из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Большинство исследователей относят её к рубежу XIII— XII вв. до н. э., однако некоторые сомневаются в её историчности.

2.Марафонская битва—одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 г. до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 километрах от Афин.

3.Наваринское морское сражение состоялось в 1827 году близ юго-западного побережья полуострова Пелопоннес. Победа совместного флота России, Англии и Франции над объединённым турецко-египетским флотом значительно ослабила военные силы Турции и стала значительным вкладом в получение Грецией автономии.

4.Луций Анней Сенека (лат. Lucius Annaeus Sеnеca minor; 4 до н. э. — 65) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Дорогие друзья, понравился ли вам этот отрывок из Толкования Символа веры отца Епифания Хаджиянгу? Понятны ли вам примеры из истории, которые приводит отец Епифаний? Может быть, что-то осталось не до конца понятным? Будем признательны, если вы поделитесь с нами своими мыслями в комментариях.

📧Пишите нам, будем ждать. С уважением, ©Издательство «Орфограф»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Потяните слайдер вправо *