Четвёртый том преподобного Паисия Святогорца «Семейная жизнь» издан в 2002 году и продолжает публикацию серии «Слов» блаженного старца Паисия. В этой книге собраны поучения преподобного старца Паисия Святогорца о семье и тех испытаниях,
которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.
Преподобный старец Паисий говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем — удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена,—говорил он,—жизнь
была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, словно зажигалки: сыпят искрами и не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод».
Купить «Семейную жизнь» преподобного Паисия Святогорца с быстрой бесплатной доставкой по России и Беларуси
Скачать «Семейную жизнь» преподобного Паисия Святогорца для чтения на телефоне, компьютере или планшете
Войдя в самом раннем возрасте в великую семью Церкви как её старательный член, старец Паисий чувствовал, что уже не принадлежит своей маленькой семье. Стяжав божественную любовь, он стал Божиим чадом и поэтому—ощущая всех людей своими братьями и сёстрами — любил каждого утробою Иисус Христовою (Флп. 1:8).
«Видя пожилого человека, — говорил нам старец, — я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других — больно. Тебе знакомо подобное состояние?»
Но и сам преподобный старец Паисий Святогорец в каждом конкретном случае становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался со старцем, измениться в лучшую сторону и, приняв слово Божие, жить в согласии с ним. Будучи членом Тела Христова, старец Паисий не только с болью молился за людей, у которых были трудности в семейной жизни, но — откликаясь на их просьбы — помогал им и своим словом. Он помогал людям даже в самых
деликатных вопросах семейной жизни, несмотря на то что, как монах, сам проводил жизнь подвижническую.
Испытанный огнём искушений и закалённый в горниле болезни, которая в разных формах посещала его с 1947 года до самой кончины в 1994 году, преподобный старец Паисий сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. О своём собственном здоровье он заботился лишь настолько, чтобы обслуживать себя самого и помочь тем, кто к нему приходил. Он верил,
что если кто-то молится за других больных, не обращая внимания на свою собственную боль, то это приводит Бога в умиление и Он слышит такую молитву. Однако старец советовал больным людям сначала сделать всё по-человечески возможное для своего исцеления, а уже то, что выше человеческих сил, — оставить Богу. Одновременно он укреплял веру людей, чтобы они относились
к своему недугу с надеждой на Бога, не забывали, что на протяжении жизни земной все мы — пришельцы и странники (ср. 1 Петр. 2:11), и готовились к жизни вечной.
Четвёртый том «Слов» преподобного Паисия Святогорца «Семейная жизнь» состоит из вводной главы и шести частей. Многие из вопросов были заданы старцу Паисию игуменьей и некоторыми сёстрами нашего монастыря. Старец благословлял нас отсылать людей,
просящих нашей духовной помощи, к духовнику, однако часто в разговоре с игуменьей или с кем-то из старших сестёр люди, стесняемые затруднением, говорят о своей боли и спрашивают совета. Иногда, для того чтобы быть уверенными в том, что мы правильно ответили на тот или иной серьёзный или запутанный вопрос, мы обращались к старцу, и он говорил нам, как решить ту
или иную проблему по-Божьему.
Однако и сам старец Паисий во время общих монастырских собраний и в личных беседах с сёстрами, используя как повод какой-нибудь
случай из жизни нашего монастырского общежития или заданный нами вопрос, нередко говорил о трудностях, с которыми встречаются христиане в миру. Он делал это для того, чтобы мы с болью молились о мире. Кроме того, старец приводил примеры из жизни отцов или матерей, которые, не имея тех благоприятных духовных возможностей, которые есть у монахов, жили святой жизнью.
Таким образом отец Паисий побуждал нас подвизаться с большим любочестием. Некоторые из ответов старца Паисия обогащены отрывками из его писем, переданных нам теми священнослужителями и благоговейными мирянами, которым они были адресованы.
Четвёртый том «Слов» преподобного Паисия Святогорца «Семейная жизнь» открывает вводная глава «Юные на жизненном распутье», цель которой помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути. В этой главе особо отмечено, что оба пути, начертанные нашей Церковью, — семейная и монашеская жизнь — благословенны. Юные должны выбрать один путь в соответствии со
своим призванием, силами и любочестием. Им следует сделать это независимо от чьих-либо «подталкиваний», а с доверием Богу.
Целомудренная и духовная жизнь юных — основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути — будь то жизнь монашеская или семейная.
В первой из шести частей настоящей книги определяются основы, на которых стоит семья: благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. Терпение в трудностях, сопровождаемое молитвой, спасает семью от распада.
Во второй части идёт речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого «молчаливого назидания», а также роль матери в семье. Старец Паисий подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям—основные предпосылки для их естественного и нормального развития.
Третья часть четвёртого тома преподобного Паисия Святогорца «Семейная жизнь» посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям — не только в детском, но и в зрелом возрасте — есть залог того, что они получат благословение Божие.
В четвёртой части приведены простые и практические советы старца о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие — независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству.
Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец Паисий подчёркивает то, какое великое утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета—это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми
страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду.
Наконец, в шестой части собраны ответы преподобного старца Паисия на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и
как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни.
Собранные в настоящем томе поучения старца Паисия могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой добрый подвиг (ср. 1 Тим. 6:12). С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру,
который даёт духовная жизнь. Одновременно старец Паисий подчёркивает, что в браке необходимо соблюдение всех заповедей Божиих, которые тяжки не суть (1 Ин. 5:3).
К примеру, если один из супругов жертвует собственной волей и оказывает послушание другому, то oн поступает так от любви и поэтому не чувствует себя угнетённым, но переживает сладкое утешение.
Возможно, современному человеку, привыкшему к «расхлябанным законам» нынешнего общества, некоторые суждения преподобного старца Паисия Святогорца покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова старца в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится старец Паисий, — это совершенство во Христе. Однако его богопросвещённое пастырство долготерпит человеческую немощь и использует святоотеческую икономию¹, разумеется, не опускаясь при этом до компромисса с грехом.
Примерами из жизни прошедших времён старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и действуяй вся во всех ´ (1 Кор. 12:6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздаятель, но и в жизни настоящей — как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать своё благое произволение и подъять свой малый подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо — чтобы дать Богу «право вмешиваться» в его жизнь многой Божественной
помощью.
Молитвенно желаем, чтобы слова святого старца Паисия помогли семье, которая — в наши дни особенно — страдает по причине забвения или попрания заповедей Божиих, обрести в недрах Православной Церкви своё истинное предназначение, чтобы родители и дети начали жить в раю уже в сей жизни. Аминь.
16 (29) сентября 2002 года, память святой великомученицы Евфимии
Игумения обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея с сёстрами во Христе
¹ Икономия (греч. οἰκονομία — домостроительство) — отклонение в исключительных случаях от точного смысла священных канонов в их практическом применении. Церковь пользуется икономией по образу неизреченного снисхождения и человеколюбия Божия, и цель её применения — духовная польза и спасение человека.