Готовится к изданию

Про переход евреев через Красное море. Преподобный Никодим Святогорец. Толкование канона на Воздвижение Честного Креста

никодим святогорец преподобный

Дорогие друзья! Издательство «Орфограф» предлагает вам отрывок из переведённой нами с греческого книги «Канон на Воздвижение Честного Креста. Толкование Преподобного Никодима Святогорца». Скоро в продаже. Пока можете почитать преподобного Паисия Святогорца и другие наши издания 

Книга «Канон на Воздвижение Честного Креста. Толкование Преподобного Никодима Святогорца» — часть большого сборника толкований на каноны Господских и Богородичных праздников «Эортодромион». Её небольшая часть была переведена до революции, но тот перевод, на наш взгляд, устарел, большая же часть до сих пор неизвестна русскому читателю, так что мы потихоньку переводим и издаём. Мы уже издали толкование Святого Никодима на Канон Пасхи , сейчас у нас готовы к изданию его толкования на Крестовоздвиженский и Рождественский каноны.

Сегодня почитайте, пожалуйста, одно из подстрочных примечаний Преподобного Никодима к первому ирмосу первой песни канона, посвященное Исходу евреев из Египта и чуду перехода через Красное море.

Обрати внимание, что в Священном Писании прямо не говорится о том, что Моисей во второй раз ударил море жезлом – не только прямым, но и поперечным движением. Песнописец Косма делает такой вывод сам, возможно, на основании некоего предания.

Согласно с божественным Космой говорит о крестообразном движении жезла Моисея и единодушный с ним Иоанн Дамаскин в ирмосе восьмого гласа Октоиха: «Колесницегонителя Фараоня погрузи, чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив и разделив море.. .»

Разница лишь в том, что Святой Косма говорит, что Моисей начертал крест, сделав не только прямое, но и второе — поперечное движение, между тем как Святой Иоанн Дамаскин не упоминает о втором ударе.

Почему же, не упоминая о втором, поперечном движении, Святой Иоанн Дамаскин говорит о том, что Моисей «крестообразно поразил» море? Ведь крест невозможно начертать одним прямым движением, правильно?

Мудрый Зонара, упомянув об этом недоумении в толковании вышеупомянутого ирмоса, даёт очень удачное разъяснение, говоря, что не без основания божественный Иоанн Дамаскин сказал, что Святой Моисей крестообразно поразил море действительно прямым, единственным движением жезла.

Дело в том, что в древности [любые] прямо вбиваемые в землю деревянные столбы (или колья, как принято говорить в простонародье) именовали крестами.

Так, например, в книге Эсфирь рассказывается о том, как Аман был распят (в греческом использовано слово «σταυρωθήτω» – от слова «крест» — «σταυρός») на том самом «дереве», то есть вертикальном деревянном столбе [без перекладины], который сам он ранее приготовил для того, чтобы распять на нём Мардохея.

«И сто­итъ въ дому Амановѣ воз­вышено на лакотъ пятьдесятъ. И рече царь: да повѣсит­ся [Аманъ] на немъ» (Эсф.7,9).

Эту самую историю с Аманом подтверждает и Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».

Кроме того, Дион Кассий, написавший «Римскую историю», повествуя об одной из войн римлян с карфагенянами, сообщает, что один римский военачальник, по имени Нерон (не путать с императором Нероном, который жил позже), казнил побежденного карфагенского военачальника, дословно «распяв его голову на кресте», то есть, выставив голову казненного на вбитом в землю дереве.

Текст ирмоса:

Славянский: Крест начертав Моисей, впрямо жезлом, Чермное пресече, Израилю пешеходящу: тойже обратно, фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие. Тем Христу поим Богу нашему, яко прославися.

Русский (синодальный перевод 1914 года): Моисей, начертав жезлом продольную надпись Креста, разделил Чермное море так, что Израиль прошел его пешком; ударив же море поперек, против Фараоновых колесниц, он изобразил непобедимое оружие (т. е. Крест) и вновь соединил море. Поэтому, запоем Христу Богу нашему, ибо Он прославился.

Будем рады вашим откликам и пожеланиям.

Электронное издательство «Орфограф — переводчики и издатели Жития и Слов преподобного старца Паисия Святогорца, других святоотеческих творений и сочинений современных авторов. Купить электронные и бумажные книги преподобного Паисия Святогорца  по цене издательства можно в нашем интернет-магазине прямо сейчас.

Быстрая доставка всех томов Слов и Жития преподобного Паисия Святогорца по всей России и Беларуси — к вам домой, в офис или на ближайший пункт самовывоза. Оплата при получении или предоплата картой. 

Скачать Житие и все электронные книги преподобного Паисия Святогорца для чтения на телефоне/компьютере и другие книги издательства «Орфограф» тоже можно в нашем интернет-магазине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Потяните слайдер вправо *