Готовится к изданию

Символ веры. Толкование архимандрита Епифания Хаджиянгу. Что значит верить в Бога

архимандрит Епифаний Хаджиянгу, автор Толкования Символа веры во время миссионерской поездки в Африку

Толкование Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу скоро в продаже в бумажном и электронном виде. Краткая биография отца Епифания в конце этой публикации. Пока можете посмотреть другие наши издания

В нашей предыдущей беседе мы углубились в первое слово Символа веры — в слово «верую». Мы беседовали с вами о вере, говорили о том, что источники человеческого знания — это вера и опыт. Мы говорили о том, что вера, даже в нашей обычной жизни, — это повседневное явление, потому что большинство человеческих знаний происходит от веры. То, что ученик узнает в школе, становится предметом его веры. Он доверяет учителю, верит, что тот его не обманывает, а говорит только правду. Школьник своими глазами не видел почти ничего из того, о чём рассказывает учитель. Не ездил он в места, о которых рассказывают ему на уроках географии, не ставил сложных физических экспериментов, не видел своими глазами ДНК, не был свидетелем ключевых исторических событий. Большинство из того, что слышит всякий учащийся, он принимает на веру.

Конечно, религиозная вера — явление иного порядка. Иметь религиозную веру — значит быть уверенным в том, чего не видят телесные глаза человека. «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых»[1], — говорит апостол Павел. Мы говорили в прошлый раз ещё и о том, что когда человек верит в Бога, в Истинного Бога, то просвещается его душа и он выходит за пределы осязаемого. Он, если можно так выразиться, вооружает свои глаза мощным телескопом, с помощью которого видит больше, чем невооружённым глазом. А кроме этого, вера ведёт человека верующего к добродетели. Потому что без веры в метафизический мир доброделание не имеет внятного смысла. А раз есть Суд и воздаяние, то и наша борьба за добродетель приобретает смысл.

Итак, заканчивая прошлую беседу, мы подчеркнули, что нам необходимо глубоко знать Символ веры, изучать его. На этом знании, как на фундаменте, будет возведено прекрасное здание христианских добродетелей. Сегодня же, благодатью Божией и вашими молитвами, давайте приступим к истолкованию следующих слов Символа веры.

«Верую» — что говорится дальше? — «во единаго Бога». Если вера — это принятие Откровения Божия, то первый и основной догмат веры — это догмат о том, что Бог есть. Если Бога нет, то и всё остальное не имеет никакого смысла. Как говорит апостол Павел о Воскресении Христовом, если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша[2]. Итак, «верую во единаго Бога». Это первая фундаментальная истина. И это, братья мои, не просто догмат. Бытие Бога — это основа всех догматов вообще, это краеугольный камень вероучения. Знаете, в зданиях, построенных не из кирпича, а из валунов и камней поменьше, особое значение имеет камень, который кладётся «во главу угла», в основание угла, где стыкуются две стены. Благодаря каждому из краеугольных камней держится всё здание — вынешь, и всё развалится. Так вот и у нашей веры есть краеугольный камень — это истина о том, что Бог есть. Если мы уберём этот краеугольный камень, если подвергнем сомнению бытие Божие, то дальше всё рушится, теряет свой смысл. Нет тогда смысла говорить ни о Боге-Троице, ни о воплощении Слова Божия, ни о спасении человека, ни о Царстве Божием, ни о прочих христианских догматах. Догмат о бытии Божием — это дверь, через которую человек входит в христианскую веру. Итак, первый и основной догмат, основа догматов — это вера в то, что Бог есть.

Апостол Павел подчёркивает значение веры в Бога в Послании к Евреям: Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт[3]. То есть, говорит апостол, если человек хочет приблизиться к Богу, то первое, во что он должен верить, — это в то, что Бог есть, что Он существует. Сначала мы должны уверовать, что Бог есть, и после этого уже веровать в то, что Он— Воздаятель, то есть Судия людей, который воздаст каждому человеку в соответствии с его делами. Вы понимаете теперь, почему безбожие и материализм, почему враги нашей веры ополчались не столько против иных христианских догматов, сколько против догмата о бытии Божием. Атеисты и враги христианства старались поколебать веру в бытие Божие, с пеной у рта пытались доказать людям, будто Бога нет. Они утверждали, что весь мир, всё, что мы видим вокруг себя, есть лишь результат случайности, что всё многообразие жизни — это не более чем проявления свойств материи. «Бог умер», — написал Ницше[4]. «Бога нет», «Религия — опиум для народа» — таковы были лозунги, которые гремели со всех сторон ещё несколько десятилетий назад в странах с безбожным режимом. Что же мы можем ответить безбожникам, которые требуют доказательств бытия Бога? Мы попытаемся сегодня и в следующей беседе на основании фактов и аргументов (как можно более сильных), во-первых, укрепить нашу собственную веру, а во-вторых, научиться отвечать людям, которые сомневаются в бытии Божием и доказывают нам, что Его нет.

Но, конечно, прежде всего я должен сказать вам, что бытие Божие — это не математическая теорема, это не то, что можно доказать с ручкой и листом бумаги. Бытие Божие невозможно доказать с помощью уравнений и математических выкладок. Если бы бытие Божие возможно было доказать подобным образом, то это уже не было бы верой. Это была бы очередная осязаемая истина, которую мы видим перед собой и проверяем своими чувствами. И вера тогда не была бы столь многоценной, не имела бы столь великого достоинства. Достоинство и цену имеет именно та вера, о которой сказал Христос: «Блаженны невидевшие и уверовавшие»[5]. Так что бытие Бога недоказуемо — но тем не менее нам дано столько свидетельств для того, чтобы верить в Бога!.. Вокруг нас так много источников, которые буквально кричат нам о вере, что не верить в Бога может только человек, у которого (простите, если это прозвучит резко) не всё в порядке с головой. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог»[6].

Итак, начинаем нашу беседу, в которой попытаемся обосновать бытие Божие. И помощником в этом будет нам физический мир.

Этот вопрос особо трогает меня лично. Я много лет углублялся в него, занимался им в связи со своим образованием и мирской специальностью. Природа открывает нам, что существует Бог, её Творец. Каким же образом природа об этом свидетельствует? Она свидетельствует об этом, братья мои и сёстры, многообразно, она кричит об этом на все голоса! Куда бы человек ни кинул свои взгляд, куда бы ни простёр свои слух, он везде услышит и увидит свидетельства того, что Бог есть. Шёл как-то раз по лугу один натуралист. Перед ним расстилался мягкий зелёный ковёр из трав, который был украшен прекраснейшими дикими цветами. И, касаясь легонько своей палочкой этих трав и цветов, он просил: «Не так громко, пожалуйста, не так громко! Не кричите, пожалуйста, я от ваших криков оглохну!» Что же они ему кричали? Все они кричали о том, что Бог есть. У этого благочестивого человека были уши, готовые услышать их голоса. Однако у многих людей таких ушей нет, и потому, к несчастью, они не могут услышать природу, которая множеством голосов кричит им о бытии Божием.

Итак, братья мои, мы с разных сторон будем сейчас разбирать эту тему. Начнём с макромира, с мира больших и даже гигантских объектов, а потом перейдём к микромиру, к объектам крохотным и неразличимым невооружённым глазом. Мы рассмотрим, каким образом свидетельствует о Боге этот величественный мир, который нас окружает, это превосходное, совершенное творение Вселенной. Наличие перед нами картины, нарисованной красками, обязывает нас принять существование художника, который её написал. И скульптура, которую мы видим перед собой, тоже отсылает нас к своему создателю — скульптору, и вынуждает нас принять его бытие. Нет на белом свете таких людей, которые, поглядев, например, на изваянную Праксителем[7] скульптуру Гермеса, бросились бы доказывать, что эта скульптура появилась сама по себе, из ничего. Только человек душевно нездоровый мог бы заявить нечто подобное. Все мы безусловно принимаем тот факт, что в какую-то историческую эпоху жил некий конкретный человек — скульптор, который создал это произведение искусства. То же самое происходит, когда мы любуемся произведениями искусства византийской эпохи или эпохи Возрождения. Мы знаем и не подвергаем сомнению, что были люди, которые эти произведения создали.

[1] Евр. 11:1.

[2] 1 Кор. 15:14.

[3] Евр. 11:6.

[4] Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, 1844–1900) — немецкий мыслитель, создатель самобытного фи­лософского учения, поставившего под сомнение базисные принципы действующих форм морали, ре­лигии, культуры и общественно-политических отношений.

[5] Ин. 20:29.

[6] Пс. 52:2.

[7] Пракситель — древнегреческий скульптор IV века до Р. Х.

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу, биографическая справка:

Родился в 1954 году на Кипре. Выпускник Панкипрской гимназии в Никосии. Участник боевых действий во время турецкого вторжения на Кипр (1974).

Выпускник физического отделения физико-математического факультета Афинского Университета(1979).

Одновременно учился на отделении византийской музыки Афинской Консерватории, класс профессора Спиридона Перистериса, протопсалта Афинской митрополии.

После окончания университета собирался продолжить учебу в аспирантуре в США, однако внимательное чтение святых отцов Церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Никодима Святогорца помогло изменить планы и посвятить себя Церкви.

С 1979 по 1999 год служил преподавателем физики и естественных наук в гимназии и лицее города Флорина на Северо-Западе Греции. С 1985 года преподаёт во Флоринской школе византийской музыки.

Много лет несёт послушание директора церковной радиостанции Митрополии Флорины.

Увлекается астрономией и руководит обсерваторией в летнем лагере митрополии, где проводит уроки и практические занятия по астрономии для детей.

Премьера первого тома «Толкования Символа Веры» отца Епифания Хаджиянгу уже скоро в издательстве Орфограф. Будут электронная и бумажная версии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Если вам нравятся наши книги, просим помогать нам лайками, репостами и подписками.

Дорогие друзья, понравился ли вам этот отрывок из Толкования Символа веры отца Епифания Хаджиянгу? Понятны ли вам примеры, которые приводит отец Епифаний? Может быть, что-то осталось не до конца понятным? Будем признательны, если вы поделитесь с нами своими мыслями в комментариях.

📧Пишите нам, будем ждать. С уважением, ©Издательство «Орфограф»

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Потяните слайдер вправо *