Архимандрит Епифаний Хаджиянгу

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу. Толкование Символа Веры. О проповеди Христа в аду

Толкование Символа Веры. Епифаний Хаджиянгу

«Толкование Символа веры» архимандрита Епифания Хаджиянгу. В издательстве «Орфограф» выходит первый том из пяти «Толкования Символа Веры», ранее не издававшегося на русском языке. Отец Епифаний — известный греческий богослов и церковный писатель, физик по светскому образованию. Сегодня вы читаете отрывок из главы о Воскресении Христовом.

Что конкретно Христос сказал душам людей, которые находились в аду до Его сошествия, каким было Его учение там — об этом дорогие братья и сёстры, никто не знает. Чему учил Христос в аду мы знать не можем. И ещё одной вещи мы не знаем: кто из находившихся в аду спасся и сколько их было.

Безусловно, души всех людей, которые находились в аду, душа каждого без исключения, кто там был, то есть все умершие до Христа, услышали Его проповедь. Это сомнению не подлежит. Однако, приняли эту проповедь не все.

И пусть это не покажется нам странным. Если душа человека окаменела, обесчувствела, то какие бы чудеса она не видела и даже если Самого Живого Бога она увидит перед собой, она не меняется, потому что стала как камень.

И обратите ещё внимание вот на что: даже в аду Христос уважает свободу людей. «Если хотите идти за Мной, — говорит Христос, — идите, если не хотите, Я вас не неволю».

И, следовательно, спаслись не все. Спаслись только те, кто уверовал во Христа.

Ведь и из тех, кто был в другом мире, в мире живых, тоже спаслись не все, кто слышал проповедь Христову. Спаслись только те, кто в Него уверовал. Как говорит святой Никодим Святогорец: «В аду уверовали те, кто, когда жил, имели в себе некие семена богопочтения» (сейчас мы говорим и о идолопоклонниках, не только об иудеях).

То есть, спаслись те люди, которые пусть хоть в малой степени, но имели какую-то веру в себе, когда они жили, имели желание спастись и добродетель в своей душе.

И, как дальше говорит святой Никодим Святогорец: «Эти семена проросли, когда на них пролился умный дождь и когда в аду взошло Солнце Справедливости. Уверовали в Него праведники до закона и праведники после закона, а также многие из греческих философов».

То есть, из наших предков, греческих философов многие тоже уверовали в Христа — так говорит святой Никодим Святогорец.

Один из богословов ХI века, Никита Ираклийский или Серрский (он известен как комментатор слов святого Григория Богослова), рассказывает интересную историю.

Один христианин обвинял и ругал Платона как безбожника и лукавого человека. И вот Платон явился ему во сне и сказал: «Ты меня, человек, зря не осуждай. То что я грешник — я от этого не отказываюсь. Однако, когда Христос сошёл в ад, то первый, кто в Него уверовал был я». Так, по словам Никиты Ираклийского ответил этому человеку философ Платон. Имеется в виду, что Платон уверовал в аду во Христа первым из язычников.

Те, кто уверовал во Христа, получили искупление и спасение и сейчас эти люди со сладкой надеждой ожидают неописуемого райского блаженства, которое получат все праведники после Второго Пришествия Господа Иисуса Христа.

Уже скоро выходит первый том «Толкования Символа веры» отца Епифания, за ним, Бог даст, другие. 📧Пишите нам, ждём ваших откликов и замечаний. Пока можете полистать другие наши издания или заказать икону Воскресения Христова на Святой Горе Афон.

Христос воскресе! Воистину воскресе! С уважением, ©Издательство «Орфограф», 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Потяните слайдер вправо *