Архимандрит Епифаний Хаджиянгу

Архимандрит Епифаний Хаджиянгу. Вера в Бога это не результат воспитания, а соприсущное человеческой душе состояние. Отрывок из «Толкования Символа Веры»

Фото Епифания Хаджиянгу

«Толкование Символа веры» архимандрита Епифания Хаджиянгу первый том из пяти в издательстве «Орфограф» выходит. Отец Епифаний — известный греческий богослов и церковный писатель, физик по светскому образованию, ближайший ученик и сподвижник знаменитого митрополита Августина Кандиотиса. Толкование на Символ веры отца Епифания это догматическое и нравственное учение Православной Церкви, изложенное систематически, простым, современным языком. Сегодня — очередной отрывок из «Толкования на Символ веры» — о том, что вера в Бога это не результат воспитания, а соприсущное человеческой душе состояние.

Приведу ещё пример, о котором когда-то читал. Один отец-атеист решил поставить над собственным ребёнком эксперимент и постарался, чтобы его сын никогда и ни от кого не услышал слова «Бог». Этот человек был убеждён в том, что религиозность — лишь вопрос воспитания. Он полагал, что мы верим лишь по той причине, что научаемся этому от своих родителей, от бабушек и дедушек. Итак, ребёнок вырос в абсолютно атеистической среде, религиозном «вакууме», ни от кого не слыша о Высшей Силе.

И однажды, когда отец был уже уверен в том, что эксперимент удался, что у ребёнка нет совершенно никакого представления о Боге, он заметил, что его сын начал уходить из дома. «Куда это он зачастил?» — подумал отец и решил незаметно последовать за ним. Каково же было его удивление, когда он увидел, что его сын пришёл в лес и начал там… молиться!

Разве это не удивительно? Человек, никогда не слышавший о Боге, — молится Богу! Что же это показывает? То, что некое представление о Боге всеяно в человеческую душу, соприсущно ей, а не является насаждаемым извне.

Атеисты — это исключение, лишь подтверждающее общее правило. Многие из атеистов, находясь в смертельной опасности, показали, что в их душе под огромной кучей пепла безбожия тлеет живая искорка веры. Даже фанатичный безбожник Вольтер, который так унижал веру и так смеялся над ней, умирая, призывал имя Христово.

И подобно тому, братья мои, как стрелка магнитного компаса постоянно показывает на север, стрелка внутреннего компаса человека, стрелка компаса человеческой веры показывает в сторону Бога. Бывает, что при сильных магнитных бурях стрелка компаса начинает колебаться и отклоняться от верного направления. Так и стрелка «компаса» души перестаёт показывать на Бога, если человек ввергает себя в бурю безнравственной и блудной жизни.

Итак, религия — это всечеловеческое явление. Религия соприсущна человеческой душе, человек рождается с религией в душе, тогда как безбожие, атеизм, как мы уже сказали, это душевная болезнь. Это немощь и противоестественное состояние человека. Именно таким образом мы должны относиться к атеизму и оценивать его. Не надо бороться с атеистом, с безбожником, не надо с ним воевать. Мы не должны относиться к такому человеку со злобой и с враждой.

Мы должны относиться к нему как к больному, страждущему. Как, например, мы отнеслись бы к человеку, который утверждает, что нет Солнца? Если кто-то опровергает то, что есть Солнце, это ведь не что иное, как диагноз конкретного заболевания — слепоты. Прямой, клинический признак того, что человек слеп, что его глаза не видят.

Уже скоро выходит первый том «Толкования Символа веры» отца Епифания, за ним, Бог даст, другие. 📧Пишите нам, ждём ваших откликов и замечаний. 

Пока можете полистать другие наши издания. С уважением, ©Издательство «Орфограф», 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Потяните слайдер вправо *